REACH (Registration, Evaluation, and Authorisation of Chemicals)
REACH (Registration, Evaluation, and Authorisation of Chemicals) – это регламент Европейского Союза (Regulation EC No1907/2006), который вступил в силу 1 июня 2007 года и отвечает за регистрацию, оценку, разрешение и ограничение использования химических веществ. Регламент принят в целях улучшения охраны здоровья человека и окружающей среды от рисков, которые могут быть оказаны химическими веществами. Данный регламент также способствует продвижению альтернативных методов оценки опасности веществ с целью уменьшения числа испытаний на животных.
REACH регулирует все химические вещества, не только те, которые используются в промышленных процессах, но и в нашей повседневной жизни, например, в составе чистящих средств, красок, а также в таких изделиях, как одежда, мебель и электроприборы. Таким образом, Регламент оказывает влияние на большинство производителей и компаний в странах Европейского Союза.
В соответствии с регулированием REACH, компании должны определить риски, связанные с веществами, которые они производят и продают в ЕС. Они должны продемонстрировать Европейскому химическому агентству (European Chemical Agency – ECHA), в каких случаях вещество может безопасно использоваться.
Если риски использования того или иного вещества слишком велики, власти могут ограничить использование веществ различными способами. В долгосрочной перспективе, наиболее опасные вещества должны быть заменены на менее опасные.
Подробнее ознакомиться с подходами и деятельностью системы REACH можно на веб-сайте http://echa.europa.eu/web/guest/regulations/reach.
Стратегический подход к международному регулированию химических веществ (СПМРХВ) / The Strategic Approach to International Chemicals Management (SAICM)
Стратегический подход к международному регулированию химических веществ (СПМРХВ) является основой политики по продвижению химической безопасности в мире. Главная цель СПМРХВ – достижение должного регулирования химических веществ в течение всего их жизненного цикла; к 2020 году химические вещества должны применяться и производиться таким образом, чтобы значительные неблагоприятные последствия для здоровья человека и окружающей среды были сведены к минимуму. «Цель 2020» была принята на Всемирном Саммите по устойчивому развитию в 2002 году в рамках Йоханнесбургского плана выполнения решений. Осуществлением СПМРХВ занимается Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП).
Таким образом, СПМРХВ представляет собой международную структуру, построенную на принципах участия для разрешения наиболее острых мировых проблем химической безопасности.
СПМРХВ:
- поддерживает международные, межсекторальные усилия с участием широкого круга заинтересованных сторон, направленные на разрешения проблем, связанных с источниками токсичного воздействия;
- предоставляет информацию, поддержку и содействие правительственным чиновникам, отвечающим за регулирование химических веществ на национальном уровне;
- стимулирует и поддерживает сотрудничество широкого круга заинтересованных сторон на международном и национальных уровнях.
Подробнее ознакомиться с подходами и деятельностью в рамках СПМРХВ можно на веб-сайте http://www.saicm.org/.
Согласованная на глобальном уровне система классификации опасности и маркировки химической продукции (СГС) / Globally Harmonized System of Classification and Labeling of Chemicals (GHS)
Согласованная на глобальном уровне система классификации опасности и маркировки химической продукции (СГС) – это система классификации и маркировки химических веществ и смесей. Данная система устанавливает согласованные на международном уровне стандарты классификации, единые стандарты критериев оценки опасности химических веществ, а также маркировку и сообщения об опасности. Она требует, чтобы маркировка химических веществ включала стандартизированные пиктограммы, сигнальные слова, заявление об опасности, предупреждающее заявление, идентификационную о товаре и информацию о поставщике.
Первый вариант СГС был опубликован в 2003 году. СГС обновляется, пересматривается каждые два года.
Подробнее ознакомится с Согласованной на глобальном уровне системой классификации опасности и маркировки химической продукции можно на веб-сайте http://www.unece.org/trans/danger/publi/ghs/ghs_welcome_e.html.
Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях
Конвенция была принята 22 мая 2001 года в г. Стокгольм (Швеция) и вступила в силу 17 мая 2004 года.
Конвенция о стойких органических загрязнителей (СОЗ) направлена на решение глобальных экологических проблем, вызванных действием стойких органических веществ, на предотвращение дальнейшего ущерба здоровью человека и животных. СОЗы – высокотоксичные химические вещества, длительное время сохраняющиеся в окружающей среде и способные перемещаться на большие расстояния в глобальных масштабах. Они способны наращивать свои концентрации в живых организмах в процессах биоаккумуляции. СОЗы очень опасны для здоровья человека и дикой природы.
Стокгольмская конвенция контролирует и направлена на ликвидацию первоначального списка из 12 СОЗ, в том числе ДДТ и ПХБ. Соглашение также содержит положения по включению в список дополнительных токсичных химических веществ, обладающих схожими свойствами для их контроля и ликвидации.
Стороны конвенции обязуются контролировать производство, импорт, экспорт, захоронение и использование СОЗ, а также содействовать использованию наилучших доступных технологий и методов замещения существующих СОЗ, одновременно предотвращая разработку новых.
Роттердамская конвенция о процедуре заблаговременного информированного согласия в международной торговле некоторыми видами опасных химических веществ и пестицидов
Конвенция была принята 11 сентября 1998 года в г. Роттердам (Нидерланды) и вступила в силу 24 февраля 2004 года.
Роттердамская конвенция регулирует взаимную информацию при международной торговле отдельными опасными химическими веществами. Химические вещества, которые включены в Конвенцию, не могут ввозиться в страну без предварительно достигнутого обоснованного согласия.
Конвенция дает возможность каждой стране самостоятельно решать, какие потенциально опасные для здоровья вещества ввозить на свою территорию, а какие – запретить ввиду невозможности обеспечения их безопасного применения. Там, где торговля такими препаратами разрешена, требования относительно подробной маркировки позволят дать потребителям нужную информацию о химических препаратах и обеспечить более безопасное применение данных веществ.
Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением
Конвенция была принята 22 марта 1988 года в г. Базель (Швейцария) и вступила в силу 5 мая 1992 года.
Основная цель Конвенции – обеспечение контроля за трансграничным перемещением опасных отходов, в том числе химических веществ. Данное соглашение регулирует запрет на вывоз и ввоз опасных отходов, предотвращение незаконной торговли отходами, координацию действий правительственных организаций, промышленных предприятий, научных учреждений и др., контроль трансграничной перевозки отходов посредством системы письменных уведомлений и разрешений. Конвенция дает странам право отклонять предложения или вводить запрет на импорт опасных отходов для целей захоронения.
Согласованная на глобальном уровне система классификации и маркировки химических веществ (ГКСКМХВ).
Регулирование обращения химических веществ и их смесей на территории Республики Беларусь с июля 2010 года определяется законодательными актами Таможенного союза. В настоящее время вопросы химической безопасности потребительских товаров оговариваются в рамках Технических регламентов: «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011), «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011), «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011), «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (ТР ТС 009/2011), «О безопасности товаров легкой промышленности» (ТР ТС 0017/2011), «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» (ТР ТС 029/2012) и целого ряда национальных законодательных актов. Вопросы повышения безопасности обращения химической продукции рассматриваются также в проектах технических регламентов Таможенного союза «О безопасности химической продукции», «О безопасности лакокрасочных материалов», в разработке которых принимают активное участие специалисты заинтересованных министерств и ведомств.
В рамках реализации «Национального плана выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по реализации положений Стокгольмской конвенции о СОЗ в 2011– 2015 годах» осуществляется мониторинг всех видов стойких органических загрязнителей в продуктах питания и питьевой воде, проводится гигиеническое нормирование СОЗ в объектах окружающей среды.
Кроме того, профильные министерства, в том числе Министерство здравоохранения Республики Беларусь и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь подчеркивают, что для обеспечения охраны здоровья населения необходимо разработать и внедрить основы биомониторинга опасных химических веществ, включая СОЗ, фталаты, бисфенол А, этоксилаты нонинфенола и другие, а также оценку риска промышленной продукции, содержащей опасные химические вещества.
Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Министерство здравоохранения Республики Беларусь в первую очередь выполняет свою деятельность в рамках обеспечения устойчивого функционирования системы здравоохранения и повышения ее эффективности.
Кроме того, с целью обеспечения безопасности химической продукции для здоровья населения в пределах компетенции, определяемой Законом Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», Минздрав осуществляет:
- государственную регистрацию производимой, импортируемой и применяемой на территории республики химической продукции, представляющей потенциальную опасность для жизни и здоровья населения;
- государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование химических веществ, включающее разработку и утверждение, регистрацию, систематизацию гигиенических нормативов, разработку единых методических подходов по проведению исследовательских работ для научного обоснования гигиенических нормативов, разработку методов аналитического определения химических веществ в объектах окружающей среды и продуктах питания;
- государственный санитарный надзор, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе и при обращении химической продукции.
Подробнее ознакомиться с деятельностью Министерства здравоохранения Республики Беларусь можно на веб-сайте http://minzdrav.gov.by/.
ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»
Целями деятельности государственного учреждения «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» являются:
- координация деятельности органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор;
- работа по формированию здорового образа жизни населения;
- эффективное использование материальных, кадровых и финансовых ресурсов;
- повышение уровня организации работы в сфере санитарно-эпидемического благополучия населения и по пропаганде гигиенических знаний.
Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья также проводит:
- токсикологическое и микробиологическое исследование потребительских товаров;
- услуги в проведении лабораторных исследований для целей государственной гигиенической регистрации, государственной санитарно-гигиенической экспертизы, оценки соответствия с выдачей удостоверений государственной гигиенической регистрации и актов государственной санитарно-гигиенической экспертизы.
В рамках учреждения работают:
- горячая линия по вопросам безопасности пищевых продуктов – 8-017-200-07-26;
- горячая линия по вопросам безопасности питьевой воды, гигиеническим аспектам охраны от загрязнения водоемов, почвы, атмосферного воздуха – 8-017-200-08-59.
Более подробно ознакомиться с деятельностью ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» можно на веб-сайте http://www.rcheph.by/.
РУП «Научно-практический центр гигиены»
Целью работы данного ведомства является научное обоснование системы государственных мер, направленных на охрану здоровья и профилактику заболеваемости населения Республики Беларусь, создание условий, обеспечивающих гигиеническую безопасность жизнедеятельности человека.
Центр осуществляет свою деятельность в области гигиены и экологии человека, профилактической и клинической медицины, является головным научно-практическим учреждением в республике по проблемам гигиены и токсикологии.
Научно-практический центр гигиены также осуществляет:
- консультации по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и здорового образа жизни;
- санитарно-микробиологические исследования объектов окружающей среды, товаров народного потребления;
- проведение токсикологических исследований;
- оценку риска воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения, в том числе для корректировки размеров санитарно-защитных зон объектов;
- инструментальные измерения факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса для аттестации рабочих мест на предприятиях и в организациях.
Более подробно ознакомиться с деятельностью РУП «Научно-практический центр гигиены» можно на веб-сайте http://www.rspch.by/.
Министерство природных ресурсов и окружающей среды Республики Беларусь
Целью работы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды является проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, использования и охраны недр, а также гидрометеорологической деятельности в соответствии с законодательством.
Минприроды также координирует работу по реализации в Беларуси положений Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях и Базельской конвенции о контроле за трансграничным перемещением опасных отходов и их удалением.
В целях реализации положений Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях 27 июня 2011 года был принят Указ Президента Республики Беларусь № 271 «Об утверждении Национального плана выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по реализации положений Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, в 2011–2015 годах», разработчиком которого являлось Минприроды. В настоящее время ведется работа по реализации мероприятий Национального плана.
Как и на предыдущем этапе выполнения Национального плана, основной стратегической целью документа является обеспечение охраны здоровья человека и окружающей среды от воздействия стойких органических загрязнителей.
Подробнее ознакомится с деятельностью Министерства природных ресурсов и окружающей среды Республики Беларусь можно на веб-сайте http://www.minpriroda.gov.by/ru/.
Международная сеть по ликвидации стойких органических загрязнителей / International Network for Eliminating Persistent Organic Pollutants (IPEN)
Сеть основана в 1998 году и в настоящее время состоит из 700 участвующих организаций в 116 странах мира. IPEN объединяет ведущие экологические и общественные группы по вопросам здравоохранения во всем мире с целью создания и внедрения безопасной политики и практики обращения с химическими веществами, а также охраны здоровья людей и окружающей среды во всем мире.
Деятельность IPEN сконцентрирована на следующих направлениях:
- сокращение и ликвидация наиболее опасных химических веществ в мире;
- содействие внедрению более строгих стандартов по международному регулированию химических веществ;
- прекращение распространения токсичных металлов (кампания по ртути, кампания по запрету свинца в красках);
- создание глобального движения по минимизации использования токсичных веществ.
Подробнее познакомиться с деятельностью кампании IPEN можно на веб-сайте http://www.ipen.org/.
Организация «Международный химический секретариат» / International Chemical Secretariat (ChemSec)
Международный химический секретариат является некоммерческой организацией, основанной в 2002 году четырьмя экологическими организациями. Глобальная миссия организации – это мир, свободный от вредных химических веществ. Для достижения этой цели ChemSec стремится достичь широкого признания в обществе ключевых принципов: принцип «предосторожности», принцип «замены опасных веществ на более безопасные», принцип «загрязнитель платит» и право знать.
Подход организации заключается в акцентировании внимания на рисках воздействия опасных химических веществ на здоровье и окружающую среду и на настоятельную необходимость ликвидации этих рисков. Создание и предоставление точной, научно обоснованной информации и выступает в качестве катализатора для открытого диалога между бизнесом, органами власти и негосударственными организациями. ChеmSec также занимается разработкой конкретных инструментов для эффективных действий и контроля за ходом законодательных процессов. Вся работа организации направлена на стимулирование общественной дискуссии и активных действий для мира, свободного от опасных химических веществ.
Деятельность ChemSec в настоящее время концентрируется на следующих направлениях:
- разработка и поддержание списка опасных химических веществ, требующих замены на более безопасные альтернативы (SIN list http://sinlist.chemsec.org/);
- создание и поддержание работы базы, содержащей различные примеры и процессы замены опасных химических веществ на более безопасные альтернативы (SUBSPORT, the Substitution Support Portal http://www.subsport.eu/);
- влияние на государственную политику – привлечение внимания законодателей к необходимости ограничения использования химических веществ высокой степени опасности;
- налаживание диалога с бизнесом и производителями – стимулирование компаний разрабатывать продукты, не содержащие опасные химические вещества;
- налаживание диалога с инвесторами – повышение осведомленности о возможных финансовых рисках, связанных с опасными химическими веществами.
Подробнее с деятельностью ChemSec можно познакомиться на веб-сайте http://sinlist.chemsec.org/.
Сеть действий против пестицидов / Pesticide Action Network (PAN)
Сеть действий против пестицидов (PAN) была основана в 1982 году и представляет собой объединение из более чем 600 неправительственных организаций, учреждений и физических лиц в более чем 60 странах по всему миру. Деятельность PAN заключается в работе по минимизации негативных последствий и замене использования вредных пестицидов экологически безопасными альтернативами. Проекты и кампании координируются пятью автономными региональными центрами: PAN-Africa, PAN – Asia/ Pacific, PAN – Europe, PAN – Latin America, PAN – North America. Деятельность международной Сети действий против пестицидов (PAN International) базируется на 5 стратегических целях:
- охрана здоровья и окружающей среды путем устранения особо опасных пестицидов с рынка и замена их более безопасными аналогами;
- сопротивление развитию и прекращение введения и использования генной инженерии в системах сельскохозяйственного производства;
- содействие расширению прав и возможностей граждан в борьбе с агрохимическими, семенными корпорациями и корпоративной глобализацией;
- увеличение государственных инвестиций, разработка, принятие и внедрение систем, не использующих химикаты для борьбы с вредителями.
- дальнейшее развитие структур международной Сети действий против пестицидов (PAN International).
Подробнее познакомится с деятельностью международной Сети действий против пестицидов (PAN International) можно на веб-сайте http://pan-international.org/.
Альянс за здоровье и окружающую среду / The Health and Environment Alliance (HEAL)
HEAL является ведущей европейской некоммерческой организацией, занимающейся в Европейском Союзе вопросами влияния окружающей среды на здоровье.
При поддержке более чем 65 организаций-членов HEAL осуществляет независимую экспертизу и собирает доказательства из медицинского сообщества для различных процессов принятия решений. Членами альянса HEAL являются специалисты системы здравоохранения, представители некоммерческих страховых компаний, врачи, медсестры, женские и молодежные объединения, экологические организации, ученые и представители институтов общественного здравоохранения. Альянс представляют международные и общеевропейские организации, как национального, так и местного уровня в 25 странах (страны-члены ЕС и в более широком европейском регионе).
Целью Альянса HEAL является продвижение общественного здоровья через здоровую окружающую среду в Европе и за ее пределами.
Альянс HEAL обладает большим опытом в сфере повышения общественного и экспертного участия в дебатах и процессах принятия решений по вопросам окружающей среды и здоровья в ЕС и Всемирной организации здравоохранения.
Деятельность Альянса заключается в следующих направлениях:
- мониторинг политики в учреждениях ЕС, с целью выявления потенциальных угроз в области окружающей среды и здоровья;
- запуск тематических кампаний с целью привлечь внимание политиков к мнению медицинского сообщества;
- отслеживание и опубличивание политически-актуальных исследований;
- содействие участию общественности и заинтересованных сторон в ключевых событиях;
- наращивание потенциала организации через публикации, конференции, семинары и обучение.
Подробнее познакомится с деятельностью Альянса за здоровье и окружающую среду можно на веб-сайте http://www.env-health.org/.
Центр «ЭКО-Согласие»
Центр «ЭКО-Согласие» основан в 1992 году как неправительственная некоммерческая организация граждан Российской Федерации.
Его учредители и активисты – выпускники различных факультетов МГУ, для которых проблемы окружающей среды и устойчивого развития стали приоритетным направлением общественной и научной деятельности.
Основная задача центра – содействие переходу к устойчивому развитию путем:
- поиска и реализации новых подходов к решению экологических, экономических и социальных проблем на глобальном, национальном и местном уровнях;
- просвещения широкой общественности по вопросам охраны окружающей среды и устойчивого развития.
«Эко-Согласие» сотрудничает с широким кругом организаций из России и других стран СНГ, а также из всего мира. Центр принимает активное участие в международных процессах «Окружающая среда для Европы», «Окружающая среда и здоровье», сотрудничестве по окружающей среде и устойчивому развитию в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Особое внимание уделяется сотрудничеству в области устойчивого развития и выполнению решения Всемирного саммита по устойчивому развитию.
В рамках организации «ЭКО-Согласие» также действует программа «Химическая безопасность», рассматривающая проблемы химической безопасности детских игрушек, содержания свинца в игрушках, глобального соглашения по ртути.
Подробнее с деятельностью центра «ЭКО-Согласие» вы можете познакомиться на веб-сайте http://www.ecoaccord.org/.